Коломна.Один из старейших городов Московской области, расположенный в 100 километрах восточнее Москвы. Добраться до Коломны можно на автобусе от Выхинского автовокзала, или на электричке с той же станции Выхино, или любой иной станции Казанского направления. Интервалы между электричками составляют около часа, так что имеет смысл перед отправлением в путь посмотреть расписание. Электричка от Москвы до Коломны идёт около двух часов. Если при этом в ней не открываются окна, то путь может оказаться довольно утомительным, но как за окном поезда показываются купола коломенских храмов, понимаешь: путь проделан не зря. Прежде всего привлекает взгляд ближайшая к железной дороге, Богоявленская церковь. Сначала она носила название Во Имя Зачатия Святой Анны, и была деревянной, а улица, на которой она находится называлась Зачатьевской (Зачатской). Позднее деревянная церковь сгорела. На средства прихожан в 1680-1689 была отстроена новая, кирпичная церковь, которая была освящена как Богоявленская. В 1800-1803 годах церковь была перестроена, созданы трапезная и новая колокольня. После октябрьской революции в стране меняли всё что только можно изменить В октябре 1921 года сменили и название улицы, на которой стоит церковь. Её назвали Гончарная. Самой же церкви повезло, из всех церквей Коломны лишь Богоявленская церковь не закрывалась во время советской власти, что помогло ей сохраниться до нашего времени во всей своей красе. Возле входа в Богоявленскую церковь висит изображение Архангела Гавриила. Выйдя с территории Богоявленской церкви, и пройдя направо по улице, можно упереться в забор коломенского филиала Военного артиллерийского университета. На заборе нарисованы отпугивающие любопытных предупреждения. Если пройти вдоль этого забора, то можно выйти к церкви Великомученика Никиты. Церковь Великомученика Никиты сооружена в 1695 году на средства прихожан. В XVIII веке церковь перестраивалась на средства купцов Мещаниновых. Трапезная с престолами апостола Иакова и святого Митрофана Воронежского переделана в 1858-1860 годах. С XIX века в церкви Никиты Мученика хранились семейные реликвии князей Пожарских: икона и крест-мощевик. Сейчас церковь Никиты Великомученика представляет собою довольно жалкое зрелище, особенно по сравнению с Богоявленской церковью. Впрочем, это и неудивительно, ведь во времена правления советов церковь была закрыта и лишь в 2001 году она возвращена верующим. Конечно же, уже заметны перемены к лучшему, церковь мученика Никиты действует, а значит можно надеяться, что когда-нибудь ею всерьёз займутся реставраторы и к ней вернётся былая красота. Следующей на пути встретится Воскресенская церковь (Николы посадского) она построена в 1716 году на средства прихожан. Воскресенская церковь очень интересна не только своими оригинальными украшениями, несколькими рядами кокошников, но и тем, что это единственная в Коломне старообрядческая церковь. Сфотографировать Воскресенскую церковь со стороны Посадской улицы целиком на цифровую мыльницу я не смог (дело было в 2005 году и в ходу были простенькие 2Мп камеры). Пришлось делать это по частям и собирать карточку в Фотошопе. С Посадской улицы можно повернуть на Арбатскую. На Арбатской улице помимо домика, где останавливалась Ахматова есть ещё одна достопримечательность - там сохранились каменные столбики (ох, запамятовал, как они называются), служившие для того, чтобы сани не сносило с дороги. На Москворецкой улице Коломны стоит церковь Покрова Божией Матери. Первое упоминание о ней относится к концу XVII века. Современная нам церковь была построена в 1813 - 1828 годах на месте прежней пятиглавой Покровской церкви. Средства на обновление храма были пожертвованы известными коломенскими благотворителями – купцами Кисловыми: Киприаном, Кириллом и Филиппом. Тогда церковь приобрела архитектурный облик, который имеет и сейчас. Церковь была освящена 4 августа 1828 года митрополитом Московским и Коломенским Филаретом. Последний настоятель храма, отец Александр Флерин был расстрелян в 1938 году в день Покрова Божией Матери. В советское время после закрытия церкви в ней размещалась биржа труда, затем - цех завода фурнитуры, от чего здание храма сильно пострадало: были разобраны барабан храма, верхние ярусы колокольни, зонты над папертями. Православной Церкви храм был возвращен в 1995 году, и с этого момента началось возрождение церковной жизни и восстановление храма. Издалека кажется что церковь уже почти отреставрирована, но вблизи видно, что работы ещё очень много.
Далее следует очень живописный район Коломны, располагающийся в непосредственной близости от коломенского Кремля. Двухэтажные домики, выкрашенные в разные цвета, арки, ведущие во дворы, кошки и собаки, отдыхающие в тени домов и гудение понтонного моста... Когда вдалеке показывается корабль, мост через реку начинает отплывать к берегу, а когда судно проходит - мост приплывает обратно на своё законное место. Около моста поставлена старая автобусная остановка где можно посидеть и переждать, пока мост разводится и сводится вновь. Поднявшись вверх по улице от моста можно попасть ко главному входу в Коломенский Кремль, к Пятницким воротам. Именно с этих ворот в мае 1525 года началось строительство Коломенского кремля, и уже через шесть с небольшим лет, 15 августа 1531 года оно было закончено. Башня ворот – двухъярусная, её высота – 29 метров (реставраторы доказали, что первоначально она равнялась 35 метрам), длина – 23, ширина 13. На Пятницких воротах под красивым козырьком нарисована икона. К сожалению, я так точно не узнал что это за икона и не смог прочитать надпись на ней. Слишком высоко. Городские стены, отходившие от Пятницких ворот не сохранились, с боков ворот можно увидеть что основание стен состояло из белого известняка который затем обкладывался кирпичом. Следующей после Пятницких ворот стоит Алексеевская башня. Она была названа по церкви Алексея человека Божьего, располагавшейся в Спасском монастыре. У этой башни есть и иное название - Погорелая. Видимо, из-за случившегося когда-то в ней пожара. Крестовоздвиженская церковь - первая церковь, которая встречает вошедшего в Коломенский кремль через Пятницкие ворота. Она построена в 1764 году. Церковь Воздвижения Креста Господня была приписана к Успенскому собору и числилась ружной, то есть её притч, священнослужители ничего не имели за требы, но получали фиксированное жалование - "ругу". В Крестовоздвиженской церкви с 1790 по 1825 годы хранилась список с иконы Донской Богоматери - главной святыни города. В 1832 - 1837 годах Крестовоздвиженская церковь была перестроена в стиле ампир на средства сестёр М. К. Шараповой и Н. К. Колесниковой, в таком виде она и дошла до наших дней. Говорят, прежде, в начале XX века, церковь Воздвижения Креста Господня была окрашена в тёмные цвета и сегодняшний её окрас гораздо светлее прежнего. От Крестовоздвиженской церкви открывается прекрасный вид на Соборную площадь, но о ней чуть позже. Перед тем как дойти от Крестовоздвиженской церкви до центральной площади Коломенского кремля, невольно обращаешь внимание на мемориальную доску, висящую на стоящем справа по ходу движения жёлтом доме с тёмно-красной крышей, доска сообщает, что в этом доме жил участник Великой Отечественной войны Герой Советского Союза гвардии лейтенант Константин Константинович Исаев (1923-1943). Он отличился во время форсирования Днепра в сентябре 1943 года. Его взвод в числе первых переправился на правый берег реки и сумел удержать плацдарм до подхода основных сил. К. К. Исаев при этом был смертельно ранен. В честь него в 1968 году названа улица, но которой стоит дом, в котором он жил. С 1921 по 1968 год она называлась Бобреневской, а прежде Воздвиженской, по имени стоящей на ней церкви. Вслед за домом стоит церковь Николы Гостиного Она была построена в 1501 году "замышлением коломенского гостя (богатейшего купца, имевшего особые привилегии) Василия Иванова Юрьева" и от его социального статуса получившая своё прозвание. Есть и ещё одна версия происхождения названия церкви. Якобы, в ней в 1513 году находилась ("гостила") чудотворная икона Николы Зарайского. В Коломну её привезли зарайские священники при нашествии крымских тартар на Рязанские земли. Церковь Николы Гостиного перестраивалась в 1641 и 1848 годах. В 1752 году к церкви примкнули тёплый придел и колокольня, также реконструированные в 1848 году. Во время советской власти церковь лишилась главки и колокольни. Лишь в начале XXI века она возвращена Русской Православной церкви. Есть в окрестностях Соборной площади и жилые здания, привлекающие к себе внимание, например здание Народного училища, построенное в 1790-х годах. Как понятно из названия, прежде там размещалось народное училище, а позднее, в XX веке здание было отдано под жильё. Церковь Воскресения находится позади Успенского собора. С церковью прежде крытой галереей был связан великокняжеский дворец. В ней 18 января 1366 года состоялась свадьба Дмитрия Ивановича (впоследствии Донского) с суздальской княжной Евдокией. Хотя на самом деле это было совсем иное здание. От XIV века в настоящее время сохранился только белокаменный сводчатый подклет. Верхний храм, кирпичный – начала XVI века, он реконструировался и надстраивался в XVIII веке, а позднее – в XIX веке – были прибавлены трапезная и колокольня. Позднее главка и колокольня Воскресенской церкви были утрачены. Ныне в церкви действует иконописная мастерская. На соборной площади находится пятиглавая зимняя Тихвинская церковь, примыкающая к шатровой колокольне. Она построена в XVIII веке, однако в нынешнем виде существует после капитальной перестройки в 1859-1862 годах. В советское время Тихвинская церковь, как и многие другие церкви Коломны была закрыта и превращена в склад. За последние годы сделано многое, восстановлены пять утраченных глав, положен белокаменный пол, расписаны интерьеры. К Тихвинскому храму с запада примыкает шатровая колокольня. Её нижняя часть относится к XVI веку. А восьмерик звона и возвышающийся над ним шатёр возведены во второй половине XVII столетия. На колокольне находился огромный тысячепудовый колокол. Однако, в прошлом веке он был уничтожен. В декабре 1990 года на звонницу подняли новые колокола. Главный по значимости в Коломне, безусловно, кафедральный Успенский собор - архитектурный центр ансамбля Коломенского кремля. Как гласит предание, Успенский собор был построен в 1382 году как памятник русским победам на реке Воже и на Куликовом поле. Собор начали возводить в честь успения Богородицы в 1379 году но, когда он был уже почти готов, рухнула его центральная часть. Летом 1380 года великий московский князь Дмитрий Иванович, узнав о походе золотоордынцев на Русь, призвал всех русских людей дать отпор мамаевой орде и назначил местом сбора войск Коломну. Когда Дмитрий Иванович въехал в город через центральные ворота, он увидел полуразрушенную громаду Успенского собора. Некоторые говорили, что это нехорошее предзнаменование, но Дмитрий Иванович всё равно повёл войско на Куликово поле и победив там, получил почётное прозвище Донской. Но перед этим он приказал расчистить Успенский собор и продолжить строительство. Поначалу Успенский собор выглядел иначе, чем сегодня. Историки архитектуры реконструируют его в виде трёхглавого, на высоком подклете, с междуярусным резным поясом. Собор украшала пирамида кокошников, и его верх был похож на кедровую шишку. Сохранившиеся стены и башни кремля дают возможность мысленно воссоздать старую крепость в полном её объёме. Предполагают, что в росписи собора принимал участие Феофан Грек. Его же кисти приписывают и икону Донской Богоматери, хранившейся в Успенском соборе до 1591 года. В XVII веке собор разобрали и в 1672 году приступили к возведению нового собора с использованием белого камня от прежнего. После пожара 1739 года деревянная кровля собора "о четырнадцати фронтонах" по числу прясел была заменена железной, крытой на четыре ската. В 1802 году по новому рисунку переделываются главы Успенского собора. Крупное "поновление" здания происходило в 1887 - 1894 годах. В ходе этих работ была утрачена аркатура на барабанах, наличники окон (данные элементы были восстановлены при реставрации фасадов в 1958 - 1963 годах под руководством Е. Р. Куницкой). Интересно отметить, что в коломенском соборе богатство декора северного портала не уступает нарядности отделки западного. Разгадка этого обстоятельства кроется в том, что от северной стороны площади вплоть до Тайницкой башни стоял государев двор. Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь расположен на берегу Москвы-реки в центре Коломенского Кремля. С 1350 по 1799 годы на территории обители располагалась архиерейская резиденция, где жили епископы, архиепископы, управляющие Коломенской епархией. Коломенская епархия просуществовала до конца 1799 года. 16 октября 1799 года Коломенская епархия была упразднена. Последний архиерей был переведён вместе с духовной семинарией в Тулу. В опустевший комплекс архиерейской резиденции Митрополит Московский Платон в 1800 году перевел часть братии из Богоявленского мужского монастыря. С тех пор открывшийся в Коломенском Кремле монастырь стали называть Ново-Голутвиным, а пригородный монастырь - Старо-Голутвиным. Так как в образовавшемся монастыре главный храм был в честь Святой Троицы, то монастырь получил название Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь. После закрытия монастыря в 1920 году его помещения использовались не по назначению. В 1989 году монастырский комплекс возвращен Русской православной церкви. Первое богослужение состоялось в Свято-Троицком храме на праздник Сретения Господня (15 февраля 1989 года), которое совершил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Однако, теперь уже монастырь стал не мужским, а женским. Из построек, возведённых при епископах, сохранились: жилой архиерейский дом, семинарский и консисторский корпус и Троицкая церковь, построенная в 1680 году и являющаяся центром монастыря. Поначалу я думал, что вход на территорию монастыря закрыт для посторонних, но потом одна из сестёр открыла ворота и пригласила осмотреть территорию монастыря, предупредив, чтобы я не фотографировал деревянную часовню, построенную в 2001 году в честь св. равноап. кн. Владимира и вмц. Анастасии Узорешительницы. Всё остальное же, включая Троицкую церковь можно было фотографировать. Архиерейский корпус сооружен в конце 1682 года по инициативе архиепископа Никиты на месте прежнего епископского дворца. Обновленный после пожара 1777 года, он получил формы раннего классицизма. В 1823 году к его северному торцу примкнула небольшая теплая Сергиевская (Покровская) церковь. В 1825 году для нужд монастыря строится колокольня со Святыми воротами в основании, которая удивительным образом сочетается с противолежащей соборной шатровой колокольней. На углах территории Ново-Голутвина монастыря стоят красивые жёлтые башенки. На шпилях башен - фигурки ангелов. От угловой башенки Ново-Голутвина монастыря видна башенка другого известного монастыря Коломенского Кремля - Брусенского, основанного в честь присоединения Казани к Московскому государству в 1552 году по повелению Ивана Грозного. Первоначально монастырь был мужским, по преданию, первоначально его населяли участники похода на Казань. Во время Смуты Брусенский монастырь сильно пострадал и пришёл в упадок. Но после монастырь восстановили, уже как женский. Ограда монастыря с четырьмя башенками и двумя воротами была построена в конце XVIII веке. До сегодняшнего дня сохранилась лишь передняя стена с воротами и двумя башнями, да ещё одна башня без примыкающих к ней стен. Крестовоздвиженский собор (храм Воздвижения Креста Господня) с двумя приделами (Казанской Божией Матери и Святого Иоанна Златоуста) был построен в 1852 - 1855 годах по проекту А. С. Кутепова с переработкой фасадов В. Е. Морганом. Храм завершался пятью шатровыми главами: четырьмя глухими и центральным световым. В западном притворе наверху помещались хоры. Внутри собор был покрыт настенной живописью; стояли в ряд три иконостаса. В советское время собор лишился пяти куполов, крестов, красивых лестниц у южного и северного порталов, а также внутреннего убранства. К 825 - летнему юбилею Коломны было начато восстановление пяти глав Крестовоздвиженского собора. Видно что работы ведутся, но как скоро они закончатся сказать, наверное, не может никто. Особенно интересно смотрится Крестовоздвиженский собор на контрасте со стоящими около ограды монастыря машинами. Напротив собора стоит здание бывшей городской управы. Здание уже потеряло прежний статус, но всё равно улица Лажечникова осталась достаточно элитной. Храм Успения Божьей Матери - самая древняя постройка Брусенского монастыря, сохранившаяся до наших дней. С создания Успенского храма собственно и началась история Брусенского монастыря. Это единственный шатровый храм в Коломне. В 80-е годы XIX столетия к Успенской церкви Брусенского монастыря пристроили двухэтажную трапезную и жилой корпус. В 1922 году монастырь был закрыт, все его насельницы были насильственно выселены из него, в храмах прекратились службы. По советской традиции в соборе был устроен склад, монастырскую колокольню разобрали, словом, постарались сделать так, чтобы Брусенский монастырь уже никогда не стал таким как прежде. К счастью, 13 октября 1997 года в монастыре возобновлена монашеская жизнь. К сегодняшнему дню приведена в порядок Успенская церковь и, как было сказано прежде, начата реставрация Крестовоздвиженского собора. Обойдя Брусенский монастырь, можно увидеть купола Успенского собора и колокольни, стоящие на Соборной площади. Непосредственно около Брусенского монастыря находится одна из двух сохранившихся стен Коломенского кремля. Стена между Грановитой и Маринкиной башнями. Посреди стены Михайловские ворота, за которыми находится мостик через крепостной ров. Снаружи стены Коломенского кремля выглядят ещё более неприступно, чем изнутри, так что становится понятно, насколько успешно можно защищать Коломну от орд неприятеля под защитой таких стен. На крепостной стене, около Маринкиной башни висит памятная табличка, напоминающая, что в августе 1380 года Коломна стала местом сбора русских войск направлявшихся под командованием великого князя Дмитрия Московского (впоследствии Донского) для сражения с полчищами Мамая. Создаётся впечатление, будто собиралось войско прямо за этими неприступными кирпичными стенами, на которых висит табличка. Но на самом деле стены Коломенского кремля возведены примерно через 150 лет после этого события. После Грановитой башни кремлёвская стена обрывается. Вместо снесённой стены Коломенского кремля сегодня можно увидеть зелёную надпись КОЛОМНА. Выходя из Михайловских ворот с территории Коломенского кремля, встречаешь взглядом стоящую через дорогу кирпичную церковь Михаила Архангела построенную в конце XVIII в. В 1828-1833 гг. она была капитально перестроена в стиле классицизма по проекту архитектора Ф.М.Шестакова. Церковь Иоанна Богослова, построенная из кирпича в 1756 г. В первой половине XIXв. был создан ансамбль торговых рядов, и церковь стала его композиционным центром. При этом она была перестроена в стиле ампир. Многоярусная колокольня Церкви Иоанна Богослова, являющаяся одним из символов Коломны достроена в 1846 г. С площади перед колокольней Церкви Иоанна Богослова сфотографировать колокольню "в полный рост" не имея широкоугольного объектива тяжело. Мне пришлось немножечко схитрить для того чтобы получить такую фотографию. Я залез на стойку, собранную ребятами, красящими фасад здания напротив и, находясь на высоте третьего этажа, сделал два кадра, после чего дома склеил их в фотошопе. Также сверху удалось сделать панорамную фотографию площади около церкви Иоанна Богослова. Вот собственно та стойка, с которой делались фотографии и ребята, любезно разрешившие подняться на неё. Когда я находился на верхотуре, у меня закончились все свободные карточки для фотоаппарата. Вспомнив, что я не сделал ни одной фотографии в Коломне со своим лицом, я решил последний кадр потратить именно на то чтобы отметиться на фоне церкви Иоанна Богослова. И напоследок, несколько окошек из Коломны. Ведь в окнах отражается душа дома, а дома - это душа города.
|
||||
|